Последствия пандемии и связанные с этим ограничительные меры не могли не сказаться на эмоциональном состоянии подростков. Длительный период дистанционной учебы не прошел бесследно. На первый взгляд, казалось, что это были всего лишь длительные каникулы, но - нет. Как обстоит ситуация сейчас:
- Нарушение привычного режима учебы. Сдвинулось время начала и окончания занятий. Многие подростки освобождаются раньше обычного и предоставлены сами себе на протяжении длительного времени. Усугубляются конфликты с родственниками, возрастает время, проведенное за гаджетами.
- Отсутствие общих перемен и дополнительных занятий. Невозможность выплеснуть энергию и снять напряжение. Как следствие – агрессивное поведение, рискованное поведение.
- Длительное нахождение в одном пространстве классной комнаты. Иногда - несколько классов занимаются вместе с одном помещении. Раздражительность, импульсивность, характерная данному возрасту, умноженная на ограниченную двигательную активность. Как следствие - усугубление межличностных конфликтов, школьная травля, агрессия. В средствах массовой информации активно освещаются попытки суицида среди подростков. Один из недавних случаев – в школе во время перемены.
Как влияет и что делать?
Все реагируют на данную стрессовую ситуацию по-разному. Часть подростков реагирует агрессией, у кого-то проявляется тревожная и депрессивная симптоматика – повышенная тревожность, фобии, навязчивости, депрессивные тенденции вплоть до самоповреждения и суицидальных тенденций. Кому-то удалось адаптироваться. Рассмотрим подробнее:
- Агрессия. В ряде случаев агрессия носит демонстративный характер. В изменившихся реалиях потребность во внимании стала выше. Получить внимание сложнее: взрослым тоже хватает забот. Как привлечь внимание, если не удается это сделать социально-одобряемыми способами? |